Недавно мы писали о том, что в Тверской области будет создано два новых министерства, в том числе региональное министерство цифровых технологий и информатизации. Тема это сейчас очень популярная, поскольку цифровые технологии давно уже вошли в нашу жизнь и уже начинают ее регулировать. По данным CNews, наша область находится в числе аутсайдеров по затратам российских регионов на ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) в 2019 году. Если быть совсем точным, то в рейтинге Тверская область находится на 83 месте из 85. Причем, за год произошел существенный спад, так как в динамике фиксируется снижение расходования средств на ИКТ на 10%. То есть создание нового министерство, по идее, должно решить эту проблему. Получится ли?
Между тем, 2019 год характеризуется именно ростом затрат регионов на ИКТ — причем рост получается значительным, около 35%. Этот рост в основном обусловлен выделением значительных средств на создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ). Топ-регионы в этом секторе очевидны: Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Пермский край, Самарская, Новосибирская области и т.д. Разница между лидерами и аутсайдерами тут колоссальна по понятным причинам: расходы Москвы на ИКТ в 2019 году составляют более 74 млрд. рублей, Тверской области — около 121 млн. рублей.
Вообще именно государство является основным драйвером цифровизации российской экономики. Проекты для государственных ведомств и организаций играют все большую роль в бизнесе российских ИТ-компаний. В том числе государство становится инициатором самых значимых ИТ-преобразований на российском рынке. Например, в 2018 г. самой обсуждаемой темой была нацпрограмма «Цифровая экономика». Согласно паспорту программы, расходы на ее реализацию должны составить 1,63 трлн руб. Однако полноценный старт программы несколько затянулся — об этом свидетельствуют данные Счетной палаты. По состоянию на 1 октября 2019 г. уровень исполнения расходов федерального бюджета на «Цифровую экономику» составил 10,6%. «Цифровая экономика» заняла последнее место в составленном ведомством рейтинге.
Еще одним важным государственным проектом по-прежнему остается переход на электронные государственные услуги. По данным Росстата, в 2018 г. доля россиян, которые пользуются электронными госуслугами, достигла 74,8%. Увы, но и здесь Тверская область в списке аутсайдеров. В нашем регионе электронные государственные слуги популярны у 38,7% граждан. Меньше только на Чукотке.
По мнению экспертов, с учетом ежегодного роста ИТ-бюджетов государственных органов, в том числе в 2019 г., и огромным увеличением в 2020 г. с учетом выделенных средств на национальные проекты, ИТ-рынок будет динамично развиваться в ближайшие 4 года. Правда есть сомнения, что Тверской области удастся выбраться из подвала национального ИКТ-рейтинга. Даже не смотря на создание профильного министерства. По словам губернатора Тверской области Игоря Рудени, планируется «разработать и принять уже в текущем году на 2020 год отдельную государственную программу в сфере цифрового развития и внедрения информационных технологий на территории Тверского региона». Но от слов до дела дорога не всегда бывает самой быстрой и прямой, особенно в нашем регионе.
Ведь о цифровой экономике в Тверской области говорят отнюдь не в первый раз. Еще в 2018 году Герман Кичатов, член Общественной палаты и руководитель Ассоциации участников президентской программы Тверской области высказывал осторожный оптимизм в отношении перспектив развития ИКТ в области: «У нас в регионе есть все элементы инфраструктуры цифровой экономики. Базовые научные институты, университеты и профильные кафедры для подготовки кадров, работающие фирмы – Тверская область могла бы стать драйвером отрасли. Но высокие тарифы, слабая инвестиционная политика, отсутствие комплексного подхода сдерживают развитие.»
При этом в регионе существуют и точки роста — например Тверской технологический центр Accenture. На данный момент в Твери работают более 450 IT-специалистов этой компании, и каждый год их число увеличивается на 100–150 человек. Правда, сам директор Тверского технологического центра Accenture Дмитрий Горынин оценивает потенциал создание полноценного IT-кластера в регионе весьма осторожно: «В Тверcкой области фактически нет бизнеса, который бы стабильно закупал IT-услуги, но заниматься экспортом информационных технологий здесь реально. Сейчас города конкурируют за айтишников, и Тверь пока явно проигрывает. Но мы совместно с правительством Тверской области активно работаем над тем, чтобы изменить ситуацию.» В этом отношении наш регион находится в общероссийском тренде — главным заказчиков IT-услуг продолжают оставаться государственные органы, только в нашем случае компании работают еще и на экспорт.
Нас очень интересуют перспективы развития IT-кластера в нашем регионе. Поэтому мы также попросили прокомментировать эту ситуацию выпускницу ТГТУ Василику Климову, которая сейчас живет в Люксембурге и является разработчиком интерфейсов веб-сайтов в швейцарской компании Avaloq. Сначала мы спросили Василику оценить качество IT-образования в Твери.
«Я любила многих преподавателей. Некоторые программы были очень хорошие и иногда даже современные, например математическая логика или курсы про безопасность, курс сети. Но огромное количество предметов были отчасти устаревшие. Тем не менее это база, за которую я очень благодарна многим учителям. Сейчас я всё-таки жалею, что не поехала учиться в московские университеты в то время. Это помогло бы мне раньше найти работу, проходить стажировки в потрясающих компаниях, например как Яндекс. И программа в московских вузах, судя по словам многих моих коллег в Москве, современнее. Например веб-программированию меня не учили в университете. Хоть и после С++ всё остальное казалось, сильно проще, всё же здорово, когда в программе есть несколько языков. Насколько мне известно, в ТГУ в отличие от ТГТУ уже были такие программы с обзорными уроками по разным языкам программирования. Даже в ТГТУ были на самом деле специальности такие, но у них зато не было глубокой программы.
Часто нет отдельного курса по алгоритмам, отчего сейчас я и многие другие разработчики страдают. Даже если этих знаний не требуется на текущей работе, ведь на собеседованиях в Google, Facebook, Amazon спрашивают именно написать алгоритм».
— Возможно ли найти достойную работу по этим специальностям у нас в городе
«В 2010 году возможность найти работу очевидно была, раз я ее нашла. Но к сожалению не во всех сферах программирования, как хотелось. Особенно для студентов, особенно без какого-либо опыта. Я училась языку программирования С++, однако тогда не нашла ни одной вакансии в этой сфере. Зато были вакансии 1С и веб-мастеров («человек-оркестр» в веб разработке), кем по сути я и устроилась, и изучала всё уже на месте, предварительно почитав про HTML и CSS.
На данный момент, если зайти на hh.ru (где обычно айтишники в России ищут работу), можно найти 177 вакансий со словом “Программист”. Не густо… Из которых только 30 вакансий для людей без опыта, вроде меня в 2010 году. Раньше было даже меньше. Я между прочим, нашла свою первую работу в газете, по старинке!
На данный момент, многие мои одногруппники работают по специальности, в сфере программирования. Кто-то на С++, С# даже пишет, кто-то, как я, ушел в веб-разработку (создание сайтов), а кто-то тим лид (руководитель по-русски) в тестировании софта (программного обеспечения или веб-сайтов). Но из-за того что в Твери зарплаты часто ниже, очень многие в нашей сфере уезжают в Москву, Питер или заграницу. Зарплаты в Твери по рыночной цене наравне с Москвой или даже выше, если у вашей компании заказы заграничные (часто Америка) или возможно государственные (по слухам, с «откатами», типа проекта «Платон»).»
— А что вы думаете о создании специального «информационного» министерства в Правительстве области?
«Чиновничий аппарат в России гигантских масштабов, а эффективность оставляет желать лучшего. На мой взгляд, конечно, все департаменты должны переходить всё больше в цифровое пространство. И при грамотной автоматизации процессов нужда в человеческих кадрах, выполняющих монотонную работу, наоборот постепенно отпадает в современном мире. К тому же чтобы развивать IT сферу, нужно нанимать IT специалистов, а не чиновников».
— Так какие перспективы развития этого сектора в Твери, по вашему мнению?
«IT-сектор в наше время очень переоценен. То есть зарплаты программистов по рынку сильно превышают зарплаты бюджетников, например врачей, учителей. Для сравнения с Люксембургом, средняя зарплата учителя около 4600 евро на руки. Это больше средней зарплаты программиста здесь. Но даже это не мешает получать очень большие зарплаты программистам разных мастей в Европе и Америке.
Очень трудно думать о перспективах развития в отрыве от размера оплаты труда и условий качества жизни. Сейчас профессия программистов очень популярна. С ней можно работать удалённо, можно выбрать любое место на планете жить там и работать столько часов, сколько нужно, чтобы себя прокормить. А соответственно люди имеющие такую возможность, часто хотят лучшего для своей семьи. И поэтому мечтают уехать и в конце концов уезжают не просто в Москву/Питер, а в Европу, Америку, где находят более комфортную среду обитания: чистый воздух, оплачиваемое здравоохранение, одним словом стабильность и безопасность во всех смыслах этого слова. Поэтому уже на данном этапе Твери трудно тягаться в неравном бою с какой-нибудь Швейцарией, Калифорнией или Англией.
Однако, все мои близкие друзья с университета живут в Твери. У всех свои причины, но что я могу порекомендовать компаниям для развития IT. Нужно больше стартапов, таким образом, рабочие места будут расти. Для стартапов нужны государственные программы, помогающие начинающему бизнесу. Помощь с кредитами в банках например для данного сектора, упрощенные налоги, конкурсы и гранты (без вот этих вот липовых тендеров с контрактами для “своих”).
Нужно улучшать экологию в регионе, потому что люди задыхаются пылью и вредными заводами. Одни уезжают в Краснодар от серости, к солнцу, более чистому воздуху, и адекватным ценам на жильё, другие вот в Люксембург.
Необходимо обновить программы в университетах и училищах. Преподаватели должны перестать быть просто преподавателями. Нужно нанимать людей, которые совмещают работу с преподаванием. В ином случае теоретики всегда будут далеки от реальности. А на выходе после университета, мы имеем огромную пропасть между теорией и практикой. Да, безусловно преподаватели могут совмещать и быть учеными например, исследовать что-то новое. Однако, точно не просто сидеть на университетской зарплате и преподавать засыпающим студентам курс 10-летней давности.
Я сама открыла в Люксембурге школу по веб-разработке в этом году. И убеждена, что главное, что может дать учитель, это передать свою страсть и любовь к предмету ученикам. Делать программу обучения интересной, мотивировать студентов развиваться в своё удовольствие».
Вот такое глубокое и без сомнения профессиональное мнение. Впрочем, в близких к власти кругах зачастую формируется неоправданно оптимистические и шапкозакидательские настроения. Как например, на приведенном ниже скриншоте. Если деятельность нового министерства цифровых технологий и информатизации будет основана на лозунгах и освоение бюджетных средств без каких-либо серьезных критериев эффективности, то результата не будет. С другой стороны, и падать уже особо некуда — по уровню развития ИКТ наш регион, как мы уже показали выше, находится на самом дне национального рейтинга. И сможет ли она подняться на приемлемый уровень, очень большой вопрос.